Лопастные гидромоторы
У лопастных
гидромоторов в пазах ротора расположено несколько лопастей. Между статором и
ротором имеется концентрическая полость, разделенная на ряд рабочих камер.
Вращение лопастных гидромоторов осуществляется за счет того, что по одну сторону
лопастей в рабочие камеры подается жидкость под давлением, а по другую —
происходит ее слив.
Лопастные гидромоторы выгодно отличаются от
плунжерных более высоким крутящим моментом при одних и тех же габаритах и
рабочем давлении.
По данным ГИПРОУГЛЕМАШа, лопастной гидромотор по сравнению с
радиально-плунжерным имеет в 1,6 раза больший крутящий момент и в 2 раза меньший
габаритный диаметр. Их недостатком является трудность создания надежного
уплотнения лопастей и, как следствие, низкий объемный к. п. д. 48
Лопастные моторы бывают как низко-, так и высокомоментными. Для
подъемно-транспортных машин наибольший интерес представляют последние, так как
они позволяют осуществить безредукторный привод машин и легко встраиваются в
механизмы.
На рис. 31 показан лопастной
высокомоментный четырехходо-вой гидромотор типа ВЛГ, разработанный
ГИПРОУГЛЕМАШем. Основными элементами гидромотора являются статор 16, ротор 15,
крышки 7 и 9 с подвижными дисками 5, лопасти 13 с пружинами 4, копиры и шлицевой
вал 3, вращающийся на двух подшипниках качения. Пространство между ротором и
статором с помощью копиров 8 делится на четыре рабочие камеры 14.
Лопасти гидромотора спаренные и состоят из
двух лопастей 13, скрепленных между собой шпонками 17. На поверхностях контакта
лопастей имеются три паза 10, образующие радиальные каналы, обеспечивающие выход
жидкости из пазов ротора в процессе утапливания лопастей в ротор. К статору и
копирам лопасти прижимаются уплотнениями 18.
Жидкость подводится и отводится через два кольцевых канала 8 в статоре, каждый
из которых имеет четыре радиальных отверстия 12. Отверстия одного и того же
канала расположены с одн-о именной стороны копиров, а следовательно, и рабочих
камер 14. В результате каждая камера одновременно сообщается с напорной и
сливной магистралями, которые изолируются одна от другой с помощью лопастей 13.
При подаче жидкости в один из каналов 8
давление воздействует одновременно на четыре лопасти и приводит во вращение
ротор и вал гидромотора. Через второй канал жидкость вытесняется в сливную
магистраль. При реверсировании гидромотора рабочая жидкость проходит через каналы
8 в обратном направлении. Перетечки жидкости через зазор между копиром 11 и ротором ограничиваются за счет
создания необходимого контактного давления под действием рабочей жидкости.
Герметизация соединения копира со статором достигается при помощи резиновых
уплотнений 18.
Уплотнение ротора со стороны торцов обеспечивается с помощью дисков 5, которые
прижимаются к ротору давлением рабочей жидкости и вращаются вместе с ним.
Жидкость для прижима дисков подводится через обратные клапаны 6. В каждой из
крышек 7 и 9 имеется по два таких клапана: один соединен с линией высокого
давления, а второй — с линией низкого. В результате диски всегда находятся под
высоким давлением, независимо от направления вращения гидромотора.
Разгрузка ротора от возможных радиальных усилий обеспечивается с помощью
диаметрально расположенных отверстий 1, сообщающихся одно с другим через
кольцевые канавки во втулке 2, запрессованной в ротор.
Рис. 31. Лопастной гидpoмотоp ВЛГ:
1 – отверстие; 2 втулка; 3 – вал; 4 пружина; 5 - подвижный диск; 6 – обратный
клапан; 7,9 - крышки; 8 – кольцевой канал; 10 - паз; 11- копир; 12 радиальное
отверстие; 13 - лопасть; 14 – рабочая камера; 15 - ротор; 16 - статор; 17 -
шпонка; 18 - уплотнение |